О нас пишут

 
 





 
РИА «7 новостей». Неевклидова поэзия. (Елена Сафронова)

Неевклидова поэзия

Двести двадцать лет со дня рождения Николая Ивановича Лобачевского особенно широко отмечалось в Казани – городе, где великий математик провёл почти всю жизнь. Отличился в отношении специализированных мероприятий Казанский университет – одно из старейших учебных заведений России, существующее с 1805 года, так как ему Лобачевский отдал более 40 лет своей жизни и научной деятельности. Соответственно, сегодня Казанский федеральный университет носит имя самого знаменитого из своих ректоров. Впрочем, родился Лобачевский в Нижегородской губернии, и потому открытый в 1916 году Нижегородский университет тоже носит имя Лобачевского (с 1956 года).

Однако было бы радужным преувеличением сказать, что Россия сразу оценила гений Лобачевского. Напротив, биография Лобачевского изобилует «тёмными» страницами. Несмотря на то, что его научная карьера началась с довольно быстрого продвижения по службе в Казанском университете, она вовсе не была лёгкой – хватало и интриг, и зависти, и откровенного непонимания. Особенной болью для Лобачевского, должно быть, было затяжное неприятие образованными современниками его труда «О началах геометрии», представленного в 1832 году советом университета в Академию наук. Отрицательную рецензию на него (правда, анонимную) опубликовал даже влиятельный в те годы историко-политический журнал «Сын отечества», издаваемый Н. Гречем и Ф. Булгариным. Лобачевский не сдавался и продолжал публиковать в «Учёных записках» статьи о «воображаемой геометрии», а затем и наиболее полную из своих работ «Новые начала геометрии с полной теорией параллельных».

Речь во всех этих работах шла об опровержении «плоскостной» геометрии античного математика Евклида (как именно Лобачевский её опровергал, лучше прочесть у специалистов; как и о том, какими аргументами «возражали» Лобачевскому знатные математики позапрошлого века). Умер Лобачевский (в феврале 1856 года) непризнанным – точнее, непризнанным осталось его учение о стереометрии. Лишь ближе к концу XIX века ситуация в науке коренным образом изменилась. Не в последнюю очередь – благодаря исследованиям Э. Бельтрами (1868), Ф. Клейна (1871), А. Пуанкаре (1883) и других учёных (что характерно, сплошь европейских). «Модели» этих математиков доказали, что геометрия Лобачевского так же непротиворечива, как и евклидова – стало быть, у евклидовой «планиметрии» имеется полноценная альтернатива. Это дало, конечно же, «импульс» другим новаторским идеям в математике и физике. Если допустить, что существование человека столь же «стереометрично» и протекает не в одном измерении, возможно, Лобачевский узнал о признании своей работы и порадовался в каком-то из параллельных миров. Однако же в «плоскости» российской истории он остался одной из «трагически непонятых» фигур, опередивших своё время. Чтить его память стали, когда отмечался столетний юбилей - с 1892 года. В 1895 г. была учреждена международная премия (Медаль Лобачевского), в 1896 г. в Казани открыт памятник учёному. К 200-летию Лобачевского в 1992 году Банк России выпустил памятную монету в серии «Выдающиеся личности России». В честь него названы улицы в Москве и Казани, научная библиотека Казанского университета и даже кратер на Луне.

Теперь к учению Николая Лобачевского, что называется, претензий нет.

В этом году второй раз день рождения Николая Лобачевского отмечают весьма оригинальным образом. Второй год в Казани в первых числах декабря проходит Международный поэтический фестиваль имени Н.Лобачевского. Его организаторы – Министерство культуры Республики Татарстан, Союз писателей Республики Татарстан, Фонд поддержки творческих инициатив «Канафер», Научная библиотека им. Н. Лобачевского Казанского Федерального (Приволжского) университета, Культурный центр «Дом-музей В. Аксёнова».

Автор идеи, не менее дерзкой, чем сама «объёмная» геометрия – уникального литературного фестиваля в честь математика – Фонд поддержки творческих инициатив «Канафер» (этим красивым словом называется татарская сирень) и лично президент фонда, координатор фестиваля, поэт и переводчик Лилия Газизова.

К Рязани этот фестиваль «привязан» тем, что в нём участвовал один литературный критик… критикесса… автор этих строк.

В преддверии II Международного поэтического фестиваля имени Н.Лобачевского организаторы фестиваля опубликовали его программу. Одной из главных задач программы, помимо анонса мероприятий и списка участников фестиваля, было, как я понимаю, разъяснение концепции. Потому что поэтический фестиваль имени великого геометра – это если не шокирует, то будирует и эпатирует – точно. Надеюсь, со временем литературная аудитория привыкнет, особенно если часто повторять ей мудрые слова:

«Поэзия и математика значительно ближе друг другу, чем кажется на первый взгляд. Искусство живет по законам пропорции и меры, математика без вдохновения – просто скучный ряд чисел. В нашу эпоху всепроникающего синтеза мы предлагаем «неевклидовый» поэтический фестиваль, на котором, как параллельные прямые, пересекутся пути науки и творчества, физиков и лириков, алгебры и гармонии…

Оригинальность и перспективность данного проекта состоит в синтезе поэтического и научного начала в формате одного поэтико-научного форума, который позволяет объединить ученых и поэтов и продолжает сложившуюся еще во времена Н. И. Лобачевского традицию проведения совместных вечеров «Общества любителей отечественной словесности» в Казанском университете, на заседаниях которой читали свои стихи не только поэты, филологи, но и математики. Известно, что и Н.И.Лобачевский писал стихи, а его любимый преподаватель – Николай Ибрагимов читал курсы словесности и геометрии, а также был признанным поэтом, автором стихов песни «Во поле березонька стояла…».

К сожалению, стихотворных текстов самого Николая Ивановича обнаружить в Интернете не удаётся, а насыщенная программа фестиваля не позволяла провести их поиск в архивах. Но, в общем, понятно, что казанский международный фестиваль имени Лобачевского призван объединить физиков и лириков. Это тоже не так сложно, как кажется. История российской литературы показывает, что очень многих писателей, поэтов и бардов «готовят» и «выпускают» технические вузы (Михаил Задорнов, Михаил Жванецкий, Александр Городницкий, Владимир Маканин, Борис Стругацкий). Один из постоянных участников фестиваля имени Лобачевского, поэт, литературовед и издатель «куста» литературных журналов («Дети Ра», «Зинзивер» и др.), Евгений Степанов, имеет два образования: математическое и филологическое. Да и журнал «Сын отечества», «разругавший» некогда геометрию Лобачевского, специализировался ведь на литературно-художественных произведениях – а отозвался на научный труд!..

Поиск «точек соприкосновения» поэзии и математики продолжался и во время научно-практической конференции «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание» (научная библиотека Казанского университета, 1 декабря). «Научно-теоретическая новизна проблематики конференции обусловлена необходимостью разработки теоретических междисциплинарных понятий» - было сказано в программе.

Лично для меня эта конференция была самой значимой составной частью поэтико-математического фестиваля. Ещё летом мне предложили подготовить к ней доклад. Несколько месяцев пребывала в состоянии «и хочется, и колется». Умом и, главное, душой я всё родство поэзии и стереометрии, как чеховская героиня Каштанка, понимаю. Но что может внятного сказать о математике человек с хронической школьной «тройкой» по этой дисциплине? Пять лет меня учила математике отличница преподавания Галина Ивановна – и, благодаря её педагогической тактике, мои познания по сему предмету уверенно стремятся к нулю, а степень ступора, в которую я впадаю при необходимости подсчитать сдачу в магазине – к бесконечности… Поэтому основы стереометрии мне на четвёртом десятке объяснила добрая знакомая, переквалифицировавшаяся из учителей математики. Общими усилиями мы выработали доклад на тему: «Возможность применения стереометрии для разбора художественных произведений и анализа литературного процесса». До подобных игр разума, казалось мне, не доходил и сам Лобачевский… Однако же на конференции после моего доклада выступил профессор Казанского университета, доктор философских наук Натан Солодухо. К моему радостному изумлению, он говорил почти о том же самом: «Что общего между математикой как наукой и философией как литературой». Значит, не так уж нереален поиск интеграции математики и литературы! Парадоксален – да, но не нереален. И «сказать неожиданное» вовсе не значит «сказать глупость», что доказывает и пример Николая Ивановича.

Материалы конференции уже изданы отдельным томиком.

Остальное пространство и время фестиваля занимали традиционные для литературной встречи действа: презентации книг, читки стихов, творческие вечера – и всё это проходило очень хорошо, тепло и душевно. Встречала фестиваль казанская культурная общественность гораздо сердечнее, чем в своё время читающая публика – работу Лобачевского «О началах геометрии». Во время фестиваля стал обыденным термин «Неевклидова поэзия» - применительно к оригинальным стихам, ломающим привычные стандарты техники и нацеленным на нестандартное же восприятие. Сегодня сочетанием внешне несочетаемого уже никого не удивишь. И это замечательно.

И даже памятник Лобачевскому на территории городка Казанского университета, которому мы преподнесли цветы в честь юбилея, выглядел не очень «отстранённым» и равнодушным. Возможно, на металлическом лице так причудливо лежал снег, сообщая ему «живое» выражение. Но не исключено и то, что в какой-то из бесчисленного множества параллельных реальностей Лобачевского тронули гвоздики, положенные к подножию памятника…

Елена САФРОНОВА
 



главная:: о компании:: услуги:: веб-дизайн:: издательство:: PR:: портфолио:: контакты:: магазин:: о нас пишут:: подписка и распространение:: форум