О нас пишут

 
 





 
Газета "АиФ Прикамье" , № 36 (682), 3 сентября 2008 г.

Газета "АиФ Прикамье" , № 36 (682), 3 сентября 2008 г.


Господь не читает всех ваших газет!


Поэт-трибун не возражает, когда ему внимают сидя.
Фото Сергея КОПЫШКО

Приведённый выше заголовок пришлось позаимствовать из короткого стихотворения, автором которого является сегодняшний гость редакции. Ведь он — лирик, прозаик и журналист одновременно, а тут — такая ошеломляющая откровенность.

ЭТИМ летом пермяку Юрию Беликову, получившему в 1989 году звание "Махатма российских поэтов", исполнилось 50. Естественно, первый вопрос — об ощущениях в связи с только что взятым полувековым рубежом:

— И каково?

Про город _ Пермудск и др.

— СЛОЖНО сказать, со мной ведь это впервые. Я недавно написал небольшое стихотворение "Старая рама" — о том, что и сухая, казалось бы, древесина порой начинает мироточить, как бы её прежде ни морили, травили и лакировали. Оно — и про людей тоже.

— А что касается каких-либо намеченных творческих планов?

— У меня в красноярском журнале "День и ночь", когда-то основанном Виктором Ас-тафьевым, вышли две повести — "Изба-колесница" и "Игрушки взрослого мужчины". Сейчас думаю по поводу третьей, но замысел пока раскрывать не буду.

— О чём хотя бы первые две?

— Про город Пермудск, в чьём названии слиты Бермуды и Пермь, а в результате появился третий смысл. Про Червоточинск и Красновьюшерск. Про Шершня и Липучку, за которыми угадываются известные пермякам персонажи. Про отшельницу бабу Маню. Про мужчин, которые становятся игрушками женщин. Про женщин, становящихся игрушками мужчин. Про человеческое одиночество. Один из критиков назвал мои повести сатирическим гротеском. Что ж, критикам виднее.

— Если в обычной жизни встречаетесь с несправедливостью, то вмешиваетесь?

— Сейчас я, например, воюю с собачниками. У нас во дворе — большое семейство беспризорных собак, их три раза в день кормит 81-летняя баба Ася, ну, и мы с мамой помогаем. А тут нагрянула бригада по отлову, с металлическими петлями, и давай гоняться за животными. При этом травмировали старушку, вели себя не по-человечески. Я выскочил на улицу, попытался вмешаться, и вдруг слышу в ответ: "Таких, как вы, надо убивать!" Мне кажется, сегодня агрессии в людях стало больше, чем в собаках. В пятьдесят лет хочется уже как-то придерживаться собственных принципов, хотя я им и раньше старался не изменять.

Нравится _ открывать имена

— НЕ МОГУ не выяснить вот что. Есть вполне правдоподобная версия, мол, Пермский аномальный треугольник и Молёбку придумал как раз Юрий Беликов.

— Это утверждение отчасти верно в том, что — Беликов, но не в том, что — придумал. Прос-то был одним из первых журналистов, кто там не только побывал, но и дал в газету материал. В ту экспедицию мы с Эмилем Бачуриным отправились, дай бог памяти, в 1988 году, и я получил тогда первые сенсационные фотографии, причём получил, о том не ведая. После проявки плёнки на трёх кадрах с удивлением обнаружил изображения полупрозрачных шаров. С этого-то всё и началось.

— А подобные литературные погружения в глубинку дают такие результаты?

— Мне нравится открывать неизвестные даже в узком кругу имена, а где их ещё найти? В основном — в глубинке. Я таких самородков называю дикороссами. Это те, кто не рассчитывает на приход садовника и ответную любовь Родины. Они движутся и развиваются сами — своим путём. В одной центральной газете даже вёл рубрику "Приют неизвестных поэтов". "Приют" вызвал такой прилив откликов!.. Известно ведь: в столичных журналах кормятся свои. Туда редко допускаются одарённые люди из провинции. Особняком стоит в этом смысле лишь журнал "Дети Ра", основанный, кстати, не в столице, а в Саратове, но потом перебравшийся в центр. Основной профиль "Детей Ра" — поэзия регионов России и русских диаспор за рубежом. Свежий августовский номер, между прочим, представляет поэтическую подборку "Пермь на карте генеральной". Сентябрьская же подборка, которую готовил ваш покорный слуга, отдана ставропольцам, творчество которых я хорошо знаю.

— Интересно, кто представлял наш регион?

— Авторы и известные в Перми, и не очень: Слава Дрожащих, Юра Асланьян, Толя Субботин, Валентина Поспелова, Роман Мамонтов, Андрей Пермяков, ну и некто Беликов.



Встать перед _ Поэтом!!!

— НОВИЧКАМ заявлять о себе по-прежнему трудно?

— Это уж как водится: без помощи со стороны — тяжело. Меня в своё время очень поддержал, опубликовав мои первые стихи в газете "Металлург", чусовской журналист и рыбак Вилорий Глухов. Считаю его своим духовником.

— Сегодня-то местные газеты поэзию вообще практически не печатают.

— Да, но талантливые имена в толпе не теряются. К несчастью, самые звонко звучащие ребята слишком рано уходят из жизни. Как, например, пермяки Арсений Бессонов и Дмитрий Банников. Или — старший их собрат Валерий Абанькин. Как екатеринбуржец Сергей Нохрин и Андрей Власов из Великих Лук, огромный, большой, настоящий мастер, о котором начали говорить только сейчас: после того, как мне удалось опубликовать его подборки в ряде солидных изданий. Такое чувство, что поэты умирают чаще журналистов, хотя журналистика, казалось бы, тоже считается опасной профессией.

— Поговорим о России. В начале 90-х, помню, зацепили стихи одного свердловского автора: "Империя не встанет на дыбы. Империя, скорее, встанет раком". Актуально ли это утверж-дение сейчас?

— Начнём с того, что эти строки принадлежат моему хорошему знакомому, в недавнем прошлом депутату Государственной думы Евгению Ройзману. И были они опубликованы в "Детях стронция" — приложении к бывшей пермской газете "Молодая гвардия", которое я по тем временам редактировал. Ройзман — очень достойный человек, борец с наркомафией, настоящий мужик и при этом поэт. Если видит несправедливость, то ему не зазорно встать с нею лоб в лоб. А не устарело ли его высказывание? Думаю, пока — нет. Не случайно сам Ройзман оставил литературную деятельность и ушёл в политику. Решил, что больше пользы принесёт именно в таком статусе. Хотя когда мы встречались с ним два года назад, он произнёс очень показательную фразу: "Поэзия — дело серьёзное". Тем самым депутат Госдумы поставил поэзию выше политики и государственных институтов. У меня есть друг, легендарный московский поэт Юрий Влодов, автор крылатых строк "Прошла зима. Настало лето. Спасибо партии за это!" Так вот, он обычно говорит какому-нибудь чинуше или менту: "Встать, когда с тобой разговаривает Поэт!"


Беседовал Юрий ТОКРАНОВ
 



главная:: о компании:: услуги:: веб-дизайн:: издательство:: PR:: портфолио:: контакты:: магазин:: о нас пишут:: подписка и распространение:: форум